Какие только материалы ни используют строители-самоучки, чтобы возвести долговечное строение по минимальной цене. Готовые сооружения нередко мало чем уступают постройкам, установленным по стандартным технологиям. Особое удивление вызывают конструкции, сделанные из сырья, которое всегда считалось непригодным для разных работ. Например, кто бы мог подумать, что соломенные блоки – отличные изделия для стен? Или фундамент из покрышек способен нормально справляться с нагрузками?
Немного истории
Владельцы земельных участков часто любят строить различные здания для хозяйственных или жилых нужд. Обычно необходимые работы выполняются своими руками. В квартире человек часто вызывает мастеров по малейшему поводу.
На собственных огородах и дачах возникает желание всё сделать самостоятельно. Откуда оно берётся, загадка. Свежий воздух, наверное, влияет.
Итог часто печальный. Даже если хозяин не возводит строение сам, то нанимает мастеров. Как правило, это малограмотные специалисты, готовые работать за любую плату.
Строительство в условиях дач и частных домов нередко ведётся при ограниченном финансовом бюджете. Приходится экономить там, где нельзя.
Ставит такой прижимистый владелец времянку на вроде бы прочные столбы, не успевает оглянуться, она уже ушла в болота. Закладывает прочную монолитную ленту, несущая конструкция перекашивается. Ни дверь закрыть, ни домом нормально попользоваться. Повезёт, если основа не пойдёт трещинами, что для поделок горе-мастеров обычное явление.
В одном из регионов жил-был добрый человек М.Е.Семыкин. Проблема ненадёжных оснований ему была хорошо известна. Соседей, у которых несущие конструкции доставляли одни сложности, вокруг находилось много. Решил Михаил Егорович как-то людям помочь. В результате появился фундамент из покрышек, с каждым годом пользующийся всё большей популярностью. Почему?
Покрышки как материал возведения несущих конструкций
Автомобилей в странах бывшего СССР сегодня столь много, что поневоле начинаешь думать, будто собственную машину имеет каждая семья. Возможно, вскоре так и будет. Современное авто – сложный агрегат. Для нормальной эксплуатации надо постоянно менять различные расходники.
Речь идёт о тормозных колодках, свечах, покрышках и пр. На других расходных материалах останавливаться не будем. Поговорим подробнее об «автомобильной обувке».
Использовать покрышки для возведения оснований разных сооружений? Да это полный бред, ответите вы. Сказать по правде, идея действительно кажется не столько странной, сколько фантастичной.
Путешествующая под водой лодка тоже когда-то считалась чем-то невозможным. Сегодня подобные боевые единицы есть на вооружении практически каждой страны, имеющей выход к морю или океану.
Великий Эйнштейн когда-то сказал, что в науке гораздо большее значение имеет воображение, а не знание, как многие думают. Вот и Семыкин проявил вначале фантазию, а потом успешно реализовал её в натуре. Сперва фундаментом из покрышек разжился гараж. Основание быстро доказало свою эффективность. Тогда Михаил Егорович подумал, почему на покрышки не поставить целый дом? Сказано, сделано.
Семыкин возвёл на «автообувке» самый настоящий терем. Причём не маленький, а на три этажа! Мало того, общая площадь строения составила 260 м2. Не всякий каменный дом на бетонном фундаменте может похвастаться таким метражом. Но на достигнутом находчивый строитель решил не останавливаться.
Вслед за теремом был построен ангар, одновременно выполняющий функции хорошо оборудованной мастерской. И это не пустые слова.
В сооружении разместилось оборудование для обработки древесины, станок для сверления разных отверстий, оснащённый пантографом фрезеровочный аппарат, устройство для сварки и даже кузнечный горн. Апофеозом стало наличие смотровой ямы. Что касается площади, она равна 120 м2. Впечатляет, не правда ли?
Вначале соседи Семыкина думали, гараж, дом и ангар скоро рухнут, все изобретения пойдут прахом. Но чем дольше они стояли, тем больше появлялось вопросов.
Как же так, мы возводили несущие конструкции по установленным технологиям и постоянно испытываем трудности, а тут какие-то покрышки обладают высокой несущей способностью? Что за ерунда?! В то же время технология, по которой закладывается фундамент из покрышек, оказалась простой до безобразия.
Возведение основания с использованием покрышек
Для начала, как обычно, надо забрать плодоносящие грунтовые массы. Чтобы не разбрасываться достаточно ценной почвой, её есть смысл пересыпать на огород для дальнейшего применения.
Потом на хорошо расчищенную площадку необходимо положить два слоя покрышек. Особо подчеркнём, изношенных, не новых. Подходят изделия для автомобилей или тракторов. Элементы кладутся встык.
После укладки внутренние полости покрышек заполняются каким-либо однородным грунтом где-то на 50-80%. Сверху кладётся обычный линолеум. Альтернатива – рубероид. Можно не цельный, а кусками. Тем самым обустраивается плоскость для заливки цементным раствором.
Объект огораживается бортиком, изготовленным из досок. Другой вариант – швеллер из металла. Высота – 10 см. Бортик впоследствии выполняет функции каркасной конструкции плиты несущей системы. В конечном итоге всё это дело усиливается армирующими изделиями и заливается бетонной смесью.
Если понадобится, делается люк, предназначенный для доступа в подполье. Фундамент из покрышек готов к длительному использованию.
Ничего не напоминает? Действительно, по описанной технологии, вернее, той части, что касается изготовления плиты, конструкция схожа с другими типами оснований. Вот только размещается она на покрышках. Просто, эффективно и надёжно.
Подробнее о долговечности
Терем Семыкина, о котором упомянули ранее, стоит уже довольно давно. Рушиться пока не собирается. Многие основы соседних домов имеют разные дефекты.
Особенно распространены трещины. А Михаилу Егоровичу хоть бы что. Трещин нет и в помине. Двери в дом открываются без усилий. Будем надеяться, описанный способ возьмут на заметку многие мастера.
Неоспоримым преимуществом покрышек является колоссальный эксплуатационный срок. Без шуток. Если изделия надёжно защитить от негативного воздействия ультрафиолетовых лучей, они становятся вечными. Ну, почти.
Не стоит забывать о высокой упругости продукции. Не имеет значения, что она была в употреблении.
На показателях упругости это никак не отражается, когда дело касается возведения домов. Деструктивные силы морозного пучения не оказывают на покрышки практически никакого воздействия. В равной степени это касается перепадов температуры.
Наконец, резиновые изделия хорошо справляются с вибрацией от разного оборудования. К примеру, те же станки. Но это ерунда. Важнее противодействие колебаниям, наблюдаемым в земной коре. Несущие конструкции, заложенные по классическим технологиям, часто дают трещины при минимальном количестве баллов по всем известной шкале Рихтера. Покрышки на них не обращают «внимания».
Заслуживает ли технология право на жизнь?
Безусловно. Доказательство тому – опыт Михаила Егоровича Семыкина и прочих первопроходцев «покрышечного дела». По сути, произошло что? Мастер-самоучка взял и использовал изделие из автомобильной отрасли в строительном деле. Если абстрагироваться от «автомобильной обувки», он открыл неизвестные дотоле свойства резиновой продукции определённой формы при использовании в закладке оснований.
Если вопрос хорошо изучат специалисты, со временем фундамент из покрышек имеет все шансы превратиться в нечто наподобие «плитная монолитная несущая конструкция на упругих резиновых изделиях». Как-то так, более точного названия пока не существует.
Увы, учёные не сильно спешат разбираться, в чём дело, что неудивительно. Зачем тратить время на маловразумительные покрышки, когда есть проверенные временем плиты, ленты и столбы? А зря.
Трудоёмкие решения не всегда хороши. Тем более в условиях частного строительства, где каждый стремится сэкономить максимально возможным образом. «Автообувка» позволяет сделать это как нельзя лучше. Кстати, покрышки сегодня используются не только для основ строений. Из них часто делают подпирающие стенки, ограждения для цветов и даже декоративные паровозы для детей.